Программа «Рождение оперы» OABM 2

Baroque opera studio banner

Яркий фонтан сильных эмоций, от лихого веселья до страшной трагедии… Пленительная музыка, рафинированная поэзия, не перестающая заставлять завороженных слушателей плакать и смеяться, сопереживая героям… Возрождаемое звучание редких инструментов, не имеющих аналогов в современном оркестре… Высокая драма и очаровательная лёгкая комедия — всё это искрящиеся сокровища первых опер и ораторий, которые появились в Италии начала XVII века, эпохи раннего барокко, сейченто.

5 сентября 2012 г. на сцене концертного зала ЯАНИ КИРИК широкой публике будет представлена программа из музыки великих итальянцев, которым мы обязаны рождением оперы: Э. КАВАЛЬЕРИ, Дж. КАРИССИМИ, К. МОНТЕВЕРДИ, К. МАЛЬВЕЦЦИ, А. ФАЛЬКОНИЕРО. Прозвучит драматическая оратория Дж. Кариссими «Иеффай» и фрагменты ранних опер и флорентийских интермедий — предшественниц оперы.

Забронировать билет онлайн!

Постановка осуществляется Студией оперы барокко, учреждённой в рамках проекта Открытые академии музыки барокко в Санкт-Петербурге.

Музыкальные руководители постановки: выдающиеся европейские музыканты проф. Эндрю Лоуренс-Кинг (arpa doppia, basso continuo, Великобритания) и Марко Бисли (тенор, Италия).


Солисты:

Ангелина БЫЧКОВА — сопрано
Андрей АХМЕТОВ — бас

Оркестр и хор в составе:

ансамбль старинной музыки Prattica Terza (Санкт-Петербург)
Денис БЫСТРОВ — кортхольт
Мария КРЕСТИНСКАЯ — барочная скрипка
Светлана ГРИНФЕЛЬД — барочная скрипка
Рустик ПОЗЮМСКИЙ — барочный альт, виола-да-гамба
Омар БАЙРАМОВ — виолончель
Григорий ВОСКОБОЙНИК — барочный контрабас
Георгий БЛАГОДАТОВ — клавесин, орган

Екатерина КИНГ — arpa doppia
Константин ЩЕНИКОВ — архилютня

ансамбль ренессансных и барочных духовых инструментов Alta Capella (Москва)
под управлением Ивана ВЕЛИКАНОВА — цинк (барочный корнет)
Максим ЕМЕЛЬЯНЫЧЕВ — цинк
Александра МИХЕЕВА — альт-сакбут
Андриан ПРИНЦЕВ — тенор-сакбут
Михаил ВИННИЦКИЙ — тенор-сакбут
Михаил ОЛЕНЕВ — бас-сакбут

камерный хор Festino (Санкт-Петербург)
под управлением Александры МАКАРОВОЙ

а также лучшие из активных участников мастер-классов Открытой академии.


Программа «Рождение оперы»:
Rappresentationi
Intermedio, Oratorio, Sinfonia, Battaglia, Ballo, Madrigal, Prologo

I отделение

Кристофано МАЛЬВЕЦЦИ (1547-1599). «Intermedio Primo» из «Una stravaganza dei Medici» на текст «La Pellegrina» (Флоренция, 1589 г.)
Клаудио МОНТЕВЕРДИ (1567-1643). Пролог из оперы (Favola in musica) «Орфей» (Мантуя, 1607 г.)
МОНТЕВЕРДИ. Мадригал «Io che nell’otio naqui» из VIII книги мадригалов (Венеция, 1638 г.)
Андреа ФАЛЬКОНЬЕРИ (ок. 1585-1656). Батталия (Неаполь, 1650 г.)
МОНТЕВЕРДИ. Мадригал «Altri canti d’amor» из VIII книги мадригалов (Венеция, 1638 г.)

II отделение

Эмилио де КАВАЛЬЕРИ (ок. 1550-1602). «Sinfonia per fine del Primo Atto» из «Rappresentatione di Anima, et di Corpo» (Рим, 1600 г.)
Джакомо КАРИССИМИ (1605-1674). Драматическая оратория «Иеффай». (Рим, ок. 1648 г.)
КАВАЛЬЕРИ. «Ballo del Gran Duca» (Флоренция, 1589 г.)


Иеффай

Оратория «Иеффай»

Границы оратории и оперы в музыке XVII-XVIII вв. достаточно размыты. Обычно оратории основаны на сюжетах и текстах из Библии.

Оратория «Иеффай» пересказывает один из эпизодов книги Судей из Ветхого Завета об Иеффае, незаконнорожденном сыне Галаада из
колена Манассиева и блудницы. Братья его, рождённые в браке, выгнали
его и лишили наследства.

Иеффай начал новую жизнь на чужбине, быстро стал лидером общины, заимел семью и ребёнка, дочь, в которой души не чаял.

Народ же Израиля, страдающий под игом аммонитян,
призвал его возглавить войско и повести его против своих
притеснителей. Иеффай согласился и дал клятву Господу, что в случае
успеха предприятия принесёт в жертву первого, кто выйдет ему навстречу
по возвращении его. Он возглавил войско и сразился с многочисленными врагами. Звучит баталия (battalla) — инструментальная музыка, живописующая сражение.

Аммонитяне были разбиты. Народ Израиля радуется победе.
В радости Иеффай возвращается. Первый, кто выходит встречать его дома, это его единственная юная дочь. Горе овладевает Иеффаем. Узнав про обет отца,
она с покорностью приняла волю Бога. Оплакиванием злой судьбы дочери Иеффая (а умереть девственницей, не оставив потомства, по законам Израиля есть тяжкое наказание для женщины), этим фантастически проникновенным хором «Plorate filii Israel…» заканчивается оратория.


Alta Capella


Alta Capella (Moscow)

Alta Capella (Москва) – первый в России ансамбль ренессансных и барочных духовых инструментов, созданный в 2009 г. В его состав входят выпускники, студенты и аспиранты Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Используя исключительно аутентичные инструменты (сакбуты, кулисная труба, а также цинки, шалмеи, бомбарды, дульциан др.). Участники ансамбля являются организаторами Фестиваля музыки и танца эпохи возрождения La Renaissance (Москва).

Festino (St. Petersburg)

Камерный хор Festino

Все участники коллектива – студенты и выпускники Санкт-Петербургской государственной консерватории. Festino – первый в Петербурге хор, специализирующийся исключительно на старинной музыке. С момента основания был подготовлен и исполнен ряд программ из сочинений композиторов Италии, Испании и Германии: Адриано Банкьери, Клаудио Монтеверди, Хуана де Энсина, Карло Джезуальдо, Йоханна Германна Шайна, Иоганна Себастьяна Баха. Руководитель и дирижер – Александра Макарова.


Вернуться на главную страницу второй Открытой академии музыки барокко